— 28 —
…В последнем письме,
недавно полученном от Игоря Кувшинова,
были слова про ежегодные «осенние балы», которые устраивались в школе и проходили в
спортзале. И я даже могу назвать точную дату одного
из таких «балов» осени 73-го года: суббота, 22 сентября! И вовсе не потому,
что у меня такая хорошая память. Просто в тот день я решила, что на вечер не пойду, лучше
погуляю по городу.
И опять было так же: я бродила по осеннему вечернему Потсдаму,
грустила, глазела на окна, в которых можно было увидеть картинки из чьей-то чужой жизни… Долго
стояла на мосту, потом всё же пришла в школу, даже было заглянула туда, но снова ушла гулять и
сочинять стихи: мне казалось удивительным, что они приходят мне в голову именно тогда, когда я
брожу-гуляю! И в тот день, когда в школе гремел очередной «Осенний бал», в моей
тетрадке появилось новое стихотворение:
Смеркается…
Ярче горят фонари,
Лентой белой уйдя к небосводу,
Рассыпая свои огни
На машины, на пешеходов.
Одиноко бреду по городу,
Гляжу на окна домов,
На весёлые лица прохожих,
Которым и невдомёк,
Как грустно ходить по улицам,
И видеть, что ты одна,
И знать, что уже не сбудутся
Мечты твои никогда…
На реке тихо дремлют лебеди,
Запрятав клювы в крыло.
И шлёт мне Большая Медведица
Свой свет сквозь толщу веков.
А где-то играет музыка,
И слышен гитары стон…
В окна видно танцующих,
Пары — она и он.
И в школе сейчас веселье,
Там вовсю шумит карнавал,
Мелькают лица счастливые…
В школе — «Осенний бал»!
Я стою и смотрю, как ребята
Приглашают на танец девчат…
Как девчата в своих ярких платьях
В лёгком танце по залу кружат.
Нет, мне лучше отсюда уйти,
Зачем же мне этот бал?
И зачем нужно было сюда приходить,
Ведь никто меня здесь не ждал.
И снова: мосты, фонари, дома,
И снова всё, как во сне.
И снова я остаюсь одна
С мыслями наедине.
Звёзды уже крупнее,
И ветер сильнее стал.
Он все мысли мои развеял,
Закрыл дорогу мечтам…
<22.09.73>
* * *
В один из таких осенних вечеров я стала свидетелем обычного,
на первый взгляд, атмосферного явления — тумана. Но что это был за туман! Он как-то очень
быстро наползал на улицы, на дома, и в какой-то момент весь город заполнило, заволокло такой
плотной пеленой, что её, казалось, можно было резать на куски, как масло. И в одно мгновение
весь город исчез!
Я стояла на мосту, но не видела ни берегов, ни воды, ни
отражений в ней. Парапет моста — и всё! Ни границы, ни края, ни верха, ни низа — ни-че-го!..
Протянуть вперёд руку тоже было страшно: рука протягивалась в никуда… Кругом была душная
влажная бездна-мгла, начинавшаяся от тебя самой и простиравшаяся тоже в никуда.
Фонари превратились в огромные шары, машин не было видно,
только лишь потоки неясного движущегося света… Люди исчезли, вместо них из молочной дымки
выныривали гигантские тени-силуэты, подсвеченные колышущимся светом фар от машин, которые
еле-еле ползли по мосту…
Я тогда подумала, что в такой же туман, наверное, и погиб
Филип Босини из недавно прочитанной мною «Саги о Форсайтах», и сразу все
«сомнения» по поводу той нелепой гибели рассеялись: оказывается, бывает такой вот туман,
когда собственной руки не видно…
Впечатление от этого туманного нашествия
было потрясающим: я была на краю Вселенной, от Земли остались только кусочек асфальта
под ногами на мосту, часть парапета и я. И больше ничего осязаемо-материального вокруг
не было!.. Вспомнилась песня из детства: «Опять стою на краешке земли…»
Но это продолжалось не очень долго. В какой-то момент
всё неуловимо изменилось: рядом вдруг выросли фонарные столбы, удлинился мост, вокруг
появились машины, дома, задвигались люди… Город вернулся ко мне таким, каким был. Но
ощущение потрясения (а у меня в ту осень их было предостаточно!) осталось.
На обратном пути домой всё время напевала, на мотив
«Школьного вальса», одну строчку: «Потсда-а-а-мские фона-а-a-рики
разду-у-y-лись, будто ша-а-а-рики…» Но стихотворения не получилось, только эти слова
и остались записанными в тетрадке.
Вчера, когда начала писать про туман, неожиданно для меня
самой родилось стихотворение про мост и про туманную мглу:
Стою, опершись о перила моста.
Внизу, под ногами, — мгла-пустота.
И справа, и слева — безглазая мгла
Закрыла всё небо, на город легла.
На краешке жизни, земли или света
Стою, потрясённая бездною этой,
Теряюсь в догадках: что это?.. Что это?
Начало ли тьмы? Иль конец света?
<11 октября 2006 г.>
А потом и давнишние слова про фонарики вдруг выстроились
в такие строчки (по-прежнему очень хорошо ложатся на мотив «Школьного вальса»!):
Горящие фонарики — размывшиеся шарики,
Пытаются пробиться сквозь туман.
Вокруг всё незнакомое, туманно-невесомое,
И сам Потсдам — как призрак, как обман.
<11 октября 2006 г.>
Вот так, спустя тридцать три года, сочинилось стихотворение про «Потсдамские
фонарики…»!
* * *
Про школу в том дневнике было написано очень мало.
С первых дней учёбы в десятом классе всё стало казаться неинтересным, лишним и бессмысленным.
Школьные требования «ведения дневника» и подписи родителей казались уже
смешными («Что я, маленькая, что ли?!»), но невыполнение их довольно строго
каралось какими-то гневными записями Элеоноры в том же самом дневнике, снижением оценок
за поведение и тому подобным… Причём, на одной страничке могли мирно соседствовать
выговоры, замечания и
благодарности — это было очень в духе Элеоноры Витальевны!
Класс где-то собирался, ездил на какие-то
экскурсии, в школе устраивались разные вечера, «Огоньки», но я
упорно не хотела никуда ходить.
Но в одном мероприятии, которое было в начале сентября,
участие приняла с удовольствием, с желанием и с интересом. Это был ежегодный международный
конкурс рисунка мелками на асфальте, который в тот раз был посвящён прошедшему Фестивалю
молодёжи. А мне только дай порисовать!
Мы пошли вместе со Степановой Наташей, Фроловой Ирой,
Мариной Алексеевой, были ещё какие-то другие девчонки из 9-х или даже 8-х классов…
Долго не могли придумать тему рисунка, даже поспорили, пока
я не предложила беспроигрышный плакатный вариант: земной шар-глобус, парень с девушкой,
фестивальный цветок-ромашка; волосы девушки должны «лететь» и быть как будто
обдуваемы ветром, а короткое бело-голубое платье — складками-фалдами облегать фигуру и так
же разлетаться от ветра, а ещё нужно нарисовать голубя с веточкой в клюве. В общем, конъюнктурщицей
я была что надо!
Рядом с нами на набережной по асфальту калякали мелками немцы, поляки,
болгары. Не помню уже, чьему рисунку было присуждено первое место, —
нашему или болгарскому, но в качестве призов нам всем вручили металлические медальки на цепочках.
На медали с разных сторон были изображения дворца с оранжереями в Сан-Суси и дворца Цецилиенхоф
с клумбой-звездой. И ещё каждому из нас досталось в подарок по красивому художественному
альбому (мне достался альбом с репродукциями картин Рубенса!).
Победителей конкурса фотографировали на фоне
нашего рисунка, на котором по земному шару шагали парень и девушка,
парень нёс в руках цветок, у девушки на ладони сидел голубь с зелёной веточкой в клюве.
……………………………………………………………………
|