«Городские байки» (стр. 3)
* * *
Как ты помнишь, на нашем стадионе летом обычно поливали травку.
Трёхногая система, наверху которой была алюминиевая солдатская ложка.
Струя ударяла в ложку, под действием реактивной силы она крутилась, и всё вокруг поливалось.
Но вся соль в том, ГДЕ была подключена эта поливальная система!
Этот колодец находился напротив центральной Зелёнки сразу за беговой дорожкой (с внутренней стороны).
И вот однажды мы залезли в этот колодец, чтобы открыть воду.
Задвижка была закрыта очень туго, одному её открыть не под силу.
Поэтому нас набилось в этот колодец не меньше трёх мальчишек.
Вот в этой скученности и упорстве, открывая задвижку, кто-то из нас сильно упёрся в стену спиной или ногой (точно не помню).
И кирпичная стена сначала подалась, а потом стала рушиться.
А за ней – пустота!
Конечно же, мы тут же легко разобрали руками эту стену и увидели, что это самый настоящий
подземный ход с кирпичными стенами и аккуратным сводчатым потолком.
Видимое пространство в нём было завалено ржавой колючей проволокой и всякими железяками.
Высота его была такой, что в нём вполне мог двигаться взрослый человек, но согнувшись.
Направление хода было в сторону Русского парка.
Кто-то из нас предположил, что это всё может быть заминировано.
И мы оставили затею с задвижкой.
Через несколько дней я заглянул в этот колодец.
Стена была восстановлена и оштукатурена.
Вот и вся история о подземном ходе.
Вполне возможно, что та хитрая яма около свинарника, которую молниеносно закопали, была «из той же оперы».
* * *
Все подвалы, горелки или просто брошенные дома, все доступные крыши любой мальчишка знал наизусть.
Например, взрослые могли и не знать, что из библиотеки по подвалам можно пройти до дома, который стоял на углу Генеральской улицы.
А в той горелке на Зелёнке, где раньше жила семья Кузьменко, мы очень любили играть.
Ну конечно же в войнушку!
При требовании «боевой обстановки» с азартом легко прыгали со второго этажа не только в сад с пристройки, но и даже на клумбу перед фасадом.
Когда горелка только сгорела, в ней оставался паркет.
Этот паркет набух от влаги и «пузом» поднялся на высоту около полуметра.
Очень нравилось подпрыгивать на этом пружинящем «горбе».
Потом кто-то его сломал.
В более старшем возрасте и мы покуривали в этой горелке.
* * *
Возможности пролезть везде гораздо больше у мальчишки до 11-ти лет.
В этом возрасте его всерьёз никто не воспринимает.
И если его где-то в неположенном месте поймают, то и спрос с него небольшой.
А такие случаи были.
Чего стоит, например, случай на стрельбище.
Мы, трое друзей, залезли в тот самый сарай.
Поковырять пули из брёвен.
Забраться туда можно было только через узкую горизонтальную щель под крышей, над стеной, на которой вешали мишени.
Зачем эту щель оставили?..
А мальчишка туда вполне мог протиснуться.
Когда мы с полными карманами пуль уже хотели выбираться, то снаружи началось оживление.
И мы через отверстия от пуль в стене увидели, что офицеры расположились на грибовидных столиках и чистят свое оружие.
И ситуация такая, что вылезать нельзя, а оставаться тем более нельзя.
Действительно ужас!
Вот этот ужас и пересилил.
Когда мужики стали крепить мишени, мы, как горох, посыпались из этой щели.
Когда мы удирали со всех ног, ты даже представить не можешь, каких только выражений мы ни услышали в след!
Тогда мне все казалось игрой.
Но сейчас мне очень стыдно.
Мужиков-то действительно очень жаль.
Ведь вполне могло случиться непоправимое.
Им-то (офицерам) это за что?
Но и это нам сошло с рук.
Чуть более взрослым подросткам не поздоровилось бы.
* * *
С киномехаником я тоже дружил.
Но как звали этого солдатика, я уже не помню.
Бывал и у него наверху.
Там было две комнаты.
Основная, где стояли два громадных проектора, и комната, где перематывали плёнку.
Но смотреть кино из его окошечка неудобно.
А позади экрана во время сеанса я первое время боялся ходить, так как думал, что меня видно в зрительном зале.
Элина Васильевна как-то организовала какую-то репетицию в верхнем зале.
Там были заняты старшеклассники и солдатики.
Очень возможно, что и ты была рядом.
Нам, малышне, благосклонно позволили крутиться рядом.
До сих пор вспоминаю глубокое впечатление, которое произвела на меня электрогитара.
Это были первые аккорды: «Колёса диктуют вагонные…».
|