………..
О т в е ч а е т Юрка Вознюк.
— Так… Хорошо! Тихо, тихо, тихо! …Да, верно: то есть до более
простого соединения. Ну хорошо! Всё повторял?
— (Сане Королюку.) …Поставь молоток на место! Десятый класс,
называется! Сидит и сам себя развлекает!.. …Герштейн! Какие клетки называются автотрофными? Я
тебя спрашиваю! А он как не от мира сего, сидит сиднем! Я тебе двойку поставлю, как Харитонову
из десятого «А»!
— Почему?..
— А потому, что ничего не делал! О чём только думаешь? Итак,
ребята. На прошлом уроке я объясняла фотосинтез и хемосинтез. Открыли тетради, записали:
фотосинтез, хемосинтез. План: первое — из истории фотосинтеза. Второе: строение и функция
хлоропластов… Поставь молоток на место, я тебе говорю!!!
— Упадёт.
— Не упадёт, не волнуйся! Ленится во всём!.. Где твоя тетрадь?
…Возьми листочек и пиши. …На, на, возьми мою ручку! Третье: химическое строение… Тише!
Химическое строение и оптические свойства хлорофилла. Четвёртое: расщепление в воде… Та-аак…
Это вопрос световой фазы. Так. Затем: в чём сущность темновой фазы. Записали? Затем: академик
Тимирязев… Да, Тимирязев!.. Кстати, кто делает доклад? Никто? Девочки, возьмите, а? Не только в
энциклопедии есть, а и в брошюре этой… И наконец: хемосинтез. Это я вам на доске написала.
Т и ш и н а, только стук молотка.
— Тише!.. Начинаю излагать по плану. Итак, первый вопрос: история
фотосинтеза. Я уже объясняла вам, в чём значение изучения. Изучение началось 200 с лишним лет
назад. Этот процесс происходит в зелёных растениях. Состав воздуха меняется в зависимости от
количества деревьев… Я же тебе семь раз говорила: по-ло-жи мо-ло-ток на место!!!
— Нет, что вы! Только два!..
— Ах, ты!.. (Пауза.) Положи молоток!!! Процессы фотосинтеза —
его тогда ещё не называли фотосинтезом — были проведены Пристлем. Он сажал под колпак живую мышь…
— А Шумаков крыс ловил!
— …Он сажал под колпак живую мышь, выкачивал воздух…
— И ему не жалко было? Ай, бесстыдник!..
— Королюк!!! Он сажал…
— Кто? Я?! Да что вы, я не фашист!
— Ты, ты! (Смеётся.) Выкачивал воздух, мышь начинала
беспокоиться…
— Как, буйствовала, да?
— С ума сойти можно!.. Королюк, положи молоток! Затем вносил ветку
свежей мяты, и мышь успокаивалась. Из наших учёных-физиологов большой вклад внёс Тимирязев.
Я уже читала вам, но я ещё хочу зачитать вам, как Тимирязев оценивал…
Ч и т а е т.
Королюк стучит по портфелю.
— Всё? Сделал?
— Он не открывается!..
— Так. Посмотрите на эту таблицу! Тут вы видите, что каждый
хлоропласт… …Теперь Васькина! …Как называется? Нет-нет! Что такое? Граны — это тонкие пластиночки.
И там зелёное красящее вещество… Да, совершенно верно!.. Превращение сложного вещества из газа,
солнечного света, воды…
Лизун и Потепалин что-то прибивают…
— Так что же такое, Васькина, хлорофилл? Ребята, тут ручку никто
не брал? Тут, со стола?.. А-аа, у тебя ручка… А книгу? Большую книгу со стенда кто взял?.. А-аа,
вот она!.. …Слушайте, слушайте! Хлорофилл обладает следующими свойствами… Да, можно сделать
хлорофилловую вытяжку, но хлорофилл на свету теряет окраску. Видите, он какой-то коричневый.
Хлорофилл поглощает красный свет. …Сам процесс фотосинтеза очень сложен. В книге у вас об этом
много рассказано. Читайте! …Внимание! Посмотрите все сюда! Внимание! (Стучит по столу.)
Внимание сюда! Вот тут лист, видите? Показаны хлорофилловые зёрна… Идёт на все жизненные процессы
нашего организма… Дай сюда! Сюда, говорю, передай книгу!!! Откройте учебник! Васькина, читай!
Нашла? Нет?..
Светка читает.
— Поясняю. Внимание! Поясняю вам, чтобы потом не ныли, что вам
непонятно. Света! …Королюк! Она же на пятёрку знает, а ты и на двойку не знаешь! Скажи, что такое
фотосинтез? А он и понятия не имеет… Конечно!.. (С безысходностью.) Сиди уж!.. Ты абсолютно
ничего не знаешь!.. Девочки, следим все!
Светка читает.
— Так, стоп! Подожди! А то ничего они не поймут. Так что же
происходит на свету? Какие процессы? Из чего складывается световая фаза?.. …Правильно, Холод!
(Ленке Холод.) Но что ещё? Чем сопровождается?.. Девочки, тише! …Так, синтез АТФ… Записали:
процесс темновой фазы — ферментативный процесс. Но к чему же сводится, какова продуктивность
фотосинтеза?.. Я тебя не об этом спрашиваю, Попов! А он мне не знаю что говорит!.. Какова
продуктивность его?
Саня что-то отвечает.
— Да, наверное, вы из географии знаете, что население планеты
растёт, и к двухтысячному году оно в два раза будет больше…
— А вы знаете, что тогда будет? Школы позакрывают, директоров
распустят!
— Шумаков, слушай меня! Директоров не распустят, не бойся! Учёные,
Шумаков, ищут пути для того, чтобы удовлетворить потребности населения… А теперь записали, что же
такое хемосинтез… Получение органических веществ за счёт реакций окисления неорганических веществ…
Лизун! Потепалин!!! Не шумите! Давайте не бездельничайте!.. Записали? Холод, повтори! Правильно,
за счёт реакции окисления неорганических веществ…
В классе какой-то смешок, шум.
— Они мне там рожки-ножки строят, и довольны! (Оборачивается к
стенду.) И ничего не делают! Ну-ка, идите на место! Тоже мне работнички!.. Садись на место,
Лизун, садись-садись! Нечего стул двигать! …Зарисуйте схему процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
…Да, рисуйте здесь, в классе! Чем характеризуется процессы, запишите! Дома — весь параграф!
Спрашивать буду вас! …Записали? Так! (Смотрит на часы.) Быстро работаем! Спрашиваю! Ох,
и настроение же у вас хорошее сегодня! (Улыбается, качает головой.) Так, спрашиваю! Тихо!
Тихо-тихо-тихо-тихо! …Внимание! Схемы фотосинтеза и хемосинтеза должны быть в тетради!
Зарисовывайте!
Шумаков: «Галина Александровна, у вас полка большая во-оон
там!»
— Ты мне время не тяни! (Хмурится.) Да, я намечала меньше
полку, а мне вон какую размахали! Но будет неплохо: я её покрашу, цветы поставлю…
Голос Поярковой, громким шёпотом: «Светка! Светка!!! Позовите же
её!.. Светка!»
— Таак, Светка подождёт! …Спрашиваю! Попов! Что мы понимаем под
фотосинтезом? …Садись! Королюк! Что такое фотосинтез?
— Я ещё рисую!..
— О господи! С ума сойти с ним можно! Что ты там рисуешь?!
Королюк, медленно и протяжно: «Стрелочки, кружочки, палочки,
квадратики… То, что вы сказали: этот, как его… фотосинтез!»
— А что это — фотосинтез?
— А я ещё рису-уую… Я занят!
— Невозможно с ним разговаривать!.. Так, Свинаренко!.. Нет-нет,
Жданов!
Витькин вопль: «А почему не Лысый?! Почему я?!»
— Жда-а-анов! Что такое фотосинтез? Быстрее, скоро звонок! …Холод,
из каких процессов складывается фотосинтез? …Холод — это единственный человек, который сегодня работает!
…Королюк, повтори, что я сказала сейчас?
— Чтобы я повторил, что вы сказали сейчас!
— Из каких процессов складывается фотосинтез, Королюк?!
— Гали-иина Александровна, звоно-оок сейчас будет…
— Ну и что ж, что звонок! Я тебя спрашиваю, Королюк!!!
— А я не слышал. Я — рисую.
— Невозможный человек!.. Сколько до звонка осталось? Ага,
минута! Ну, домашнее задание знаете? Всё ясно? Поняли? Или нет? Девочки, доклад не забудьте
сделать! Охрипнуть можно с вами тут… Как проходят уроки десятых классов, так сразу трупом
становлюсь…
— Не-еет, на труп вы не похожи ещё!
Всем очень весело.
— Ещё?!.. Славно!.. Всё вам ясно по уроку? …Да, а журнал где?!
Дайте ручку! Кто брал ручку?! Журнал где?!
З В О Н О К!!!
Вернуться в «Дневник»
|