— 5 —
9 июля 2006 г.
Леночка, здравствуй!
Ну вот, отработал, и теперь можно обстоятельно отписать.
Жара у нас до сих пор стоит неимоверная, 34–36 градусов, вчера (прости за подробности) пот градом и минералка рекой –
вроде всё нормально прошло, и можно на денёк расслабиться. Сейчас пишу тебе, а мои две кошечки от жары трофейными шкурками
у ног на полу «умирают». Хоть бы дождичком, что ли, за окном покропило.
Перечитывая твоё письмо, живо представил все тайные места наших тамошних
окрестностей, которые я знал. Может, ты помнишь об одном нашумевшем эпизоде в нашу тогдашнюю бытность? Когда бульдозером
разравнивали стрельбище, ковшом выкорчевали два ящика столовой утвари. Что касаемо сервизов, остались черепки, а всякие
витиеватые ложечки в зелённой патине россыпью валялись на каких-то деревянных щитах. Пашка Галкин, ты должна его помнить,
большую вазу, похожую на китайскую, домой уволок, а у меня в то время отсутствовал практицизм, и ничего такого я не взял хотя
бы в качестве сувенира, о чём теперь немного жалею. Но и в то время я предполагал, что наш 7-й напичкан антиквариатом, ибо
втихаря непрограммную историю почитывал и любил послушать тех, кто там уже был по второму разу. И оказалось, что где-то до
начала 50-х вроде, из Германии разрешалось вывозить трофейную мебель, и из городков уходили целые контейнеры в Союз, гружённые
мебелью из орехового и вишнёвого дерева – сам слыхал от пожилых военных.
Примерно года два назад здесь, в Елгаве, у меня из-под носа
ушла картина одного немецкого, серьёзного художника, и все концы показали, что она была в 50-х вывезена из Потсдама. Я лично
помню в нашем городке, в парикмахерской, было зеркало – приблизительно метра полтора на метр, рама была такой чудной резьбы,
что не отвести глаз, и был только единственный, поправимый изъян, наложенный нашими исполнительными «умельцами»: оно всё было
покрашено бронзовой краской, но от этого не теряло первозданную прелесть.
У нас в квартире тоже был резной шкаф-витрина с казённым номером,
грубо покрашенный кем-то белой масляной краской – мама туда складывала кухонную посуду. Как я ни умолял моих сунуть и его под
горячую руку с вещами в контейнер – не получилось, отец не мог перейти коммунистическую принципиальность, хотя я и доказывал,
что эту красоту наверняка после нас с баланса спишут, да и договориться можно… не помогло.
В поликлинике 5-го городка, когда с ребятами проходили медкомиссию,
я собственными глазами видел картины с пасторальными сюжетами, похожие на голландскую живопись. И, самое удивительное, некоторые
соседствовали с современной (тогда ещё) ленинианской тематикой – это так выпадало, и так было резко-контрастно, что на фоне
кожаных тужурок и знамён, запечатлённых на холстах, полотна рядом издавали какое-то мягкое и завораживающее глаз свечение.
Было, было, Леночка, то, что мы по-новой открывали истинно духовный
мир через случайно найденные осколочки искусства. И пусть будет вечная память и благодарность твоему отцу за то, что он уже
в те годы мог вам с сестрёнкой показать правильный мир через свой неугомонный интерес и любознательность.
Мои родители ушли уже давно, но временами, во сне, если они мне
снятся, то это встреча в большинстве случаев обязательно происходит в Потсдаме.
Маме твоей от меня самый тёплый привет и сыновний поцелуй: любая
женщина, которая старше меня, и из того благословенного потсдамского мира, мне как мать.
В своём школьном альбоме откопал фотографию Василька Клячкина,
мы там с ним в Дрезденской галерее, если не изменяет память,
картины Тициана созерцаем. Отсканирую и обязательно вышлю.
Пиши, буду ждать.
С огромным уважением и тёплой благодарностью
Игорь.
1 ·
2 ·
3 ·
4 ·
5 ·
6 ·
7 ·
8 ·
9 ·
10 ·
11 ·
12 ·
13 ·
14 ·
15 ·
16 ·
17 ·
18 ·
19
|