° ° °
Маленькое лирическое – нет, ФИЗИЧЕСКОЕ! – отступление
Сейчас об этом очень смешно вспоминать, но тогда, на экзамене, мне было не до смеха.
Я не помню, какой именно билет мне попался, но последний вопрос был про силу трения и коэффициент трения.
А-аа, думаю, ну это как дважды два, это седьмой класс, там и делать-то нечего! Пусть я не очень хорошо
ответила на первые два вопроса, зато эта сила трения для меня – «раз плюнуть»!..
Подхожу к столу, на котором разместились штатив, грузики, динамометр. Устанавливаю наклонную плоскость,
беру из коробки шайбочку-грузик, прицепляю динамометр – проделываю всё это очень резво и с очень умным видом! – и тащу эту
конструкцию вниз с дощечки-горочки. Хм, странно!.. Пружинка динамометра на нуле; дёргается, правда, от движения, но ничего не показывает!
А-аа, наверное, нужно ещё один грузик нацепить, ну конечно же!
Сажусь за стол, прицепляю ещё один грузик, присоединяю динамометр и опять качу его вниз.
И опять – ноль! Я снова водружаю это наверх, снова везу вниз, но уже сильнее, и опять проволочка динамометра, подёргиваясь,
остаётся на нулевой отметке! Интере-е-есно, с чего бы это? Ладно бы, если б в состоянии покоя, но ведь грузики-то движутся!
Может, пружинка неисправна? Отцепляю динамометр, дёргаю его за колечко – нет, всё в порядке, аж зашкалило, так сильно я
потянула.
Не-ее, тут что-то не так!.. Ага, нужно третью шайбочку присоединить, тогда и показания будут!
Стараюсь не смотреть вперёд, туда, где у доски кто-то отвечает, прячусь за чьей-то спиной… Проделываю процедуру в четвёртый раз.
«Состав» из трёх грузиков-вагончиков никак не хочет умещаться на наклонной плоскости, цилиндрики соскальзывают то с одного бока,
то с другого, но мне всё же удаётся протащить их вниз так, чтобы они не сваливались с дощечки, но на дрожащем динамометре
всё равно НОЛЬ или чуточку больше…
…Почему – ноль?! Как же так? Ведь ТАКОГО НЕ МОЖЕТ быть, это против законов физики!
Я же знаю, что показания ДОЛЖНЫ быть! У меня ведь уже не один груз-то!!! ЭТОГО – НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!..
Руки мои вспотели, дрожат… Спокойно, Лена, спокойно, давай-ка ещё раз!.. Грузики снова сваливаются
с дощечки, в голове гудит от непонимания, почему (?!) ТАК происходит… Нет-нет, этого не может быть, и я это сейчас очень хорошо
понимаю, и уже чуть не плачу от этого кошмара.
А если нацепить все грузики из коробочки?.. А потом просто попридержать их рукой, чтобы не было нуля?
Но тогда уже динамометр не уместится на доске! Ладно, сделаю четыре «вагончика»!
В глазах – слёзы; трясущимися руками достаю четвёртый «прицеп», он прицепляется самым верхним,
беру в руки динамометр, в пятый раз качу этот поезд с горки, придерживая пальцем верхний прицепчик-грузик, с ужасом смотрю
на шкалу…
И вдруг, заслонив свет, перед самым моим носом возникает пиджак Виктора Константиновича, и над своей
головой я слышу сдавленное и отчаянное шипение: «Ле-е-ена, Ле-е-ена!.. Вверх, вве-е-ерх тащщи-и-и!.. Не вни-и-и-зз!..»
Пиджак и тень от него уплывают куда-то влево, стол мой снова освещён лампами, и тут мне вдруг
открывается вся бездна моего позора!.. Я хорошо понимаю, что должна всё повторить снова, только с движением «вверх», и
достаточно будет одного грузика с динамометром, но у меня уже нет сил ни на грузики, ни на динамометр.
…Слёзы капают из глаз, я их даже не вытираю, на душе тоскливо и одиноко. Грузик ползёт вслед за динамометром,
пружинка которого – наконец-то! – оттянулась от нуля на сколько-то там делений, мне бы вот только запомнить,
на сколько именно, чтобы вписать эти числа и рассчитать этот несчастный коэффициент…
Я не помнила, как довела этот процесс до конца, как записала и сдала листочек с расчётами и как
вышла из класса… Смотреть Виктору Константиновичу в глаза было невыносимо стыдно…
° ° °
Вернуться в «Дневник»
|